Заключение № 01 от 08.02.2017 г. по результатам экспертно-аналитического мероприятия по экспертизе проекта решения Совета депутатов города Грозного «О бюджете муниципального образования «городской округ «город Грозный» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
Основание для проведения экспертизы: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городе Грозный» утвержденного решением Совета депутатов города Грозного от 25.07.2013 № 42, «Положения о Контрольно-счётной палате города Грозного».
Предмет экспертизы: проект решения Совета депутатов города Грозного «О бюджете муниципального образования « городской округ « город Грозный» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект решения о бюджете).
Цель экспертизы: оценка соответствия внесенного проекта решения о бюджете сведениям и документам, являющимися основанием составления проекта решения о бюджете, оценка соответствия текстовой части и структуры проекта решения о бюджете требованиям бюджетного законодательства, оценка достоверности и полноты отражения доходов в доходной части бюджета, оценка запланированных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальных программ и не программных направлений деятельности в расходной части бюджета, определить соответствие данного проекта решения о бюджете, документов представленных с проектом решения о бюджете действующему бюджетному законодательству и Положению о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Грозный .
При проведении экспертизы учтены положения: Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, Закона Чеченской Республики от 24.05.2010 №11-РЗ «О местном самоуправлении в Чеченской Республики»,Закона Чеченской Республики от 23 января 2017 года №3-РЗ "О Республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Устава города Грозный , «Положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе», « Положения о Контрольно-счётной палате города Грозного».
При подготовке заключения Контрольно-счетная палата учитывала необходимость реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
1 декабря 2016 года (в части бюджетной политики), стратегических целей развития страны, сформулированных в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, распоряжения Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образовании город Грозный на 2017-2019 годы, в соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30.09.2016года №256-р «Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов и социально-экономического развития Чеченской Республики на 2016-2018 годы » стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Грозный до 2025 года.
1. Анализ параметров «Основных направлений бюджетной политики и Основных направлений налоговой политики муниципального образования «город Грозный» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития муниципального образования город Грозный разработаны исходя из приоритетов бюджетной политики в 2017-2019 годах, также основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования город Грозный.
Для разработки параметров муниципального бюджета в соответствии с проектом решения «О бюджете муниципального образования город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», за основу принят «базовый» вариант прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Основные направлений бюджетной политики и Основные направления налоговой политики муниципального образования «город Грозный» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержденые Постановлением Мэрии города Грозного от 08.12.2016г.№158 разработанные в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Грозный».
В соответствии с Основными направлениями бюджетная политика города Грозного будет сосредоточена на решении задач по увеличению собственной доходной базы, финансовым обеспечением действующих расходных обязательств, сокращению неэффективных расходов и непринятием новых расходных обязательств.
Основными приоритетами при формировании расходов бюджета планируется уделить следующим ключевым вопросам:
- повышение эффективности социальной защиты населения, переориентирование системы социальной защиты населения на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума;
- обеспечение в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в период с 2017-2019 годы исполнение всех законодательно установленных расходных обязательств;
- повышение эффективности расходов в части представления средств из бюджета города Грозного;
- уменьшение дефицита бюджета;
- недопущение увеличения новых расходных обязательств за исключением социально и законодательно защищенных статей(оплата труда с учетом начислений, социальная поддержка, страховые взносы).
- на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целом по налоговым и неналоговым доходам на 2017-2019 годы прогнозируется положительная динамика, что обуславливается ожиданием улучшения общей экономической ситуации в стране.
Контрольно-счетная палата отмечает, что возвращение к трехлетнему бюджетному планированию способствует снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики, что обеспечит большую прогнозируемость показателей социально-экономического развития муниципального образования.
2. Анализ основных характеристик и структурных особенностей
проекта бюджета
Основными характерными структурными особенностями проекта бюджета являются:
- возвращение к трехлетнему бюджетному планированию;
- переход к программной структуре расходов бюджета муниципального образования города Грозного.
Основные показатели проекта бюджета муниципального образования города Грозногона 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов представлены в таблице №1.
Таблица №1(тыс.руб.)
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Общий объем доходов |
4 521 921,7 |
4 564 961,0 |
4 612 309,2 |
|
Общий объем расходов |
5 099 256,6 |
5 108 510,0 |
5 155 858,1 |
|
Дефицит |
сумма |
-577 334,9 |
-543 549,0 |
-543 548,9 |
|
|
|
|
|
Согласно документам, представленным одновременно с проектом решения о бюджете, ожидаемая оценка исполнения показателей бюджета за 2016 год следующая: доходы – 5 259 119,7 тыс. рублей, расходы – 5 405 091,6тыс. рублей, дефицит – 145 971,9 тыс. рублей.
Показатели бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по отношению к исполнению 2016 года спрогнозированы с снижением:
- доходы: в 2017 году на 14.1%, в 2018 году на 13,2%, в 2019 году на 12,3 процентов;
- расходы: в 2017 году на 5,7%, в 2018 году на 4,5%, в 2019 году на 4,7 процентов.
По отношению к ожидаемому исполнению 2016 года основные показатели бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы таким образом, что темпы снижения расходов бюджета незначительно, но превышают темпы снижения доходов.
Контрольно-счетная палата отмечает что в соответствии с Закон Чеченской Республики от 23 января 2017 года №3-РЗ "О Республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»отменен дополнительный норматива 15% отчислений, от доходов по налогу на доходы физических лиц в бюджет города Грозного что в свою очередь существенно повлияет на доходную часть бюджета.
3. Анализ соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам. Анализ текстовых статей проекта решения о бюджете.
В ходе анализа соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним требованиям действующего законодательства, установлено следующее:
- проект решения о бюджете представлен в Контрольно-счетную палату города Грозного 02 февраля 2017 года сопроводительным письмом № 25-04-02/16, Совета депутатов города Грозного;
- требования к структуре и содержанию проекта решения о бюджете, а также требования к документам, представляемым одновременно с проектом, установленные статьями 169, 184.1, 184.2, 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 16 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, соблюдены.
В ходе анализа текстовых статей проекта решения о бюджете установлено следующее:
Цифровые показатели текстовой части проекта решения о бюджете соответствуют показателям, приведенным в приложениях к проекту решения о бюджете, а также документам и материалам, представленным одновременно с проектом решения;
- соответствующие обоснования по статьям текстовой части проекта решения о бюджете отражены в пояснительной записке к проекту решения о бюджете.
4. Анализ проекта доходной части бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены доходы бюджета как поступающие в бюджет средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Согласно статье 41 Бюджетного кодекса к доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета муниципального образовании город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Чеченской Республики и муниципальными правовыми актами о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах, и с учетом основных направлений бюджетной политики муниципального образования город Грозный на 2017-2019 годы, утвержденных постановлением Мэрии города Грозныйот 08.12.2016 №158.
При формировании прогнозных показателей доходной части бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов учтены основные направления налоговой политики муниципального образовании город Грозный, прогнозные показатели поступлений доходов, представленные главными администраторами доходов бюджета, динамика поступлений, оценка исполнения бюджета муниципального образовании город Грозный за 2016 год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1Бюджетного кодекса Российской Федерации, приложениями № 2 и 3 проекта решения о бюджете утверждаются перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования города Грозного, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета и перечень главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета муниципального образовании город Грозный.
Доходную часть бюджета муниципального образования город Грозный составляют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Проектом решения о бюджете предусмотрено зачисление налоговых и неналоговых доходов по нормативам, установленным статьями 61.2 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», размещенном на официальном сайте Парламента Чеченской Республики.
При прогнозе доходов использованы предварительные итоги социально-экономического развитиягород Грозный за 2016 год, прогноз социально-экономического развития город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Проектом решения о бюджете доходы в целом спрогнозированы в объеме:
- на 2017 год – 4 521 921,7 тыс. рублей или 85,9% к оценке исполнения доходов за 2016 год;
- на 2018 год – 4 564 961,0 тыс. рублей или 100,9% к прогнозу 2017 года;
- на 2019 год – 4 612 309,2 тыс. рублей или 101,9% к прогнозу 2018 года.
В общем объеме доходов доля налоговых и неналоговых доходов, относящихся к собственным доходам бюджета, по данным исполнения 2016 года составила 33,7%, по данным 2017 года – 24,6%, по данным 2018 года – 25,3%, по данным 2019 года – 26,0%, снижение показателей обусловлено отменой дополнительного норматива по (НДФЛ 15 %).
Относительно исполнения 2016 года налоговые доходы спрогнозированы в объеме: 2017 год – 988 070,6 тыс. рублей, 2018 год – 1 026 775,7 тыс. рублей, 2019 год – 1 069 616,2 тыс. рублей.
Налог на доходы физических лиц предусмотрен в объемах на 2017 год – 714 854,4 тыс. рублей, на 2018 год – 743 448,6 тыс. рублей, на 2019 год – 773 186,5 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год меньше исполнение 2016 года на 605 935,7 тыс. рублей или 54,1 процентов. Согласно пояснительной записке Департамента финансового города Грозного (далее – пояснительная записка) – норматив отчислений в местный бюджет города Грозного по НДФЛ составлял 30%. В связи с отменной в 2017 году дополнительного норматива (15%) прогнозируемая сумма по данному виду налога составит 714 854,4 тыс. рублей .
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации, предусмотрены в объемах на 2017 год – 19 454,8 тыс. рублей, на 2018 год – 19 148,9 тыс. рублей, на 2019 год – 21 556,2 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год не превышает исполнение 2016 года и составляет 76,7 процентов.
Налоги на совокупный доход предусмотрены в объеме на 2017 год – 83 536,5 тыс. рублей, 2018 год – 86 877,9 тыс. рублей, на 2019 год – 90 353,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год превысил исполнение 2016 года на 14 497,7 тыс. рублей или на 20,9%.
Оценка налогов на совокупный доход на 2017 год определен из расчета поступлений за 9 месяцев 2016 года и темпа роста 105,6 % в 2017 году.
Налоги на имущество предусмотрены в объеме на 2017 год – 142 581,0 тыс. рублей, на 2018 год – 148 508,5 тыс. рублей, на 2019 год – 154 537,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год меньше ожидаемого исполнения 2016 года на 40 468,4 тыс. рублей или на 32,2% в результате следующего.
Налог на имущество физических лиц предусмотрен в объеме - 34 569,0 тыс. рублей, что превысило исполнение 2016 года на 12 946,3 тыс. рублей или на 62,5%.
Земельный налог с юридических лиц предусмотрен в объеме - 79 977,0 тыс. рублей, что меньше исполнение 2016 года на - 65 069,8 тыс. рублей или на 55,1 %.
Земельный налог с физических лиц предусмотрен в объеме 28 035,0 тыс. рублей, что превышает исполнение 2016 года на - 11 555,2 тыс. рублей или на 70,1 %.
В целом прогноз доходной части бюджета по данному виду налоговых доходов рассчитан по количеству налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов, кадастровой стоимости недвижимого имущества согласно данным Межрайонной ИФНС России по ЧР и отчету формы 5-МН, и в соответствии Федеральному Закону от 03.07.2016года ФЗ-№237 «О государственной кадастровой оценке».
Государственная пошлина предусмотрена в объеме на 2017 год – 27 644,0 тыс. рублей, на 2018 год - 28 791,8 тыс. рублей, на 2019 год - 29 983,4 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год превысил ожидаемое исполнение 2016 года на 2 151,5 тыс. рублей или 9,2 процентов. Согласно пояснительной записке расчет произведен по процентному соотношению поступления за 9 месяцев 2016 года к аналогичному периоду 2015 года умноженному на факт поступления 2015 года темпу роста на 2017 год 107,0%
В целом прогноз доходной части бюджета по налоговым доходам спланирован на основании данных главных администраторов доходов с учетом изменений законодательства.
Неналоговые доходы предусмотрены проектом решения о бюджете в объемах, на 2017 год -124 804,5тыс.рублей, 2018 год – 129 138,8 тыс.рублей, на 2019 год - 133 646,6 тыс.рублей.
Прогнозируемый объем на 2017 год меньше ожидаемое исполнение 2016 года на 26 229,2тыс. рублей или 17,4 процентов.
Как следует из представленных данных, основную долю в объеме неналоговых доходов бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Относительно ожидаемого исполнения 2016 года объем неналоговых доходов в 2017 году спрогнозирован Комитетом имущественных и земельных отношений Мэрии города Грозного с уменьшением доходов по некоторым видам неналоговых доходов за исключением доходов от платежей при пользовании природными ресурсами,
Относительно ожидаемого исполнения 2016 года объем неналоговых доходов в 2017 году уменьшен на 26 229,3тыс. рублей или 18,8% и составил 124 804,5 тыс. рублей, в 2018 году к предыдущему году больше на 4 334,3 тыс. рублей или 3,4% и составил 129 138,8 тыс. рублей, в 2019 году – на 8 842,1 тыс. рублей или 7,1% и составил - 133 646,6 тыс. рублей.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, спрогнозированы в объемах: на 2017 год - 72 750,9 тыс. рублей, на 2018 год - 75 660,9 тыс. рублей, на 2019 год - 78 687,3 тыс. рублей с ежегодным ростом в плановом периоде на 4,0% и 8,1% соответственно.
На рост показателя в плановом периоде в основном повлияло увеличение доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков:
- в 2018 году на 2 394,8 тыс. рублей или 4,0%, в результате прогнозный показатель сложился в объеме - 62 264,8тыс. рублей;
- в 2019 году относительно предыдущего года на - 2 490,6 тыс. рублей или 4.0%, в результате прогнозный показатель составил - 64 755,4 тыс. рублей.
Прогнозируется незначительный рост поступлений в бюджет муниципального образования города Грозного доходов от сдачи в аренду имущества на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
При этом в 2017 году относительно ожидаемого исполнения 2016 года объем доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, спрогнозирован с уменьшением на - 19 374,1тыс. рублей или 21,1 процентов.
Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду) в 2017 году спрогнозированы с увеличением относительно ожидаемого исполнения 2016 года на 2 177,8 тыс. рублей или 20,9 процентов. В результате плановый показатель составил 12 562,6тыс. рублей.
В плановом периоде 2018 и 2019 годов показатель спрогнозирован в объеме 13 065,1 тыс. рублей и 13 587,7 тыс. рублей соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» с 01.01.2016 утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, при этом отменено действие постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», в соответствии с которым при определении платы применялся ряд дополнительных коэффициентов.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов спрогнозированы: на 2017 год в объеме 22 810,3 тыс. рублей, на 2018 год - 23 722,7 тыс. рублей, на 2019 год - 24 671,6 тыс. рублей. Относительно ожидаемого исполнения 2016 года показатель 2017 года спрогнозирован с уменьшением на 7 028,2 тыс. руб. или 23,6% меньше . Согласно пояснительной записке поступления по доходам от продажи материальных и нематериальных активов носят заявительный характер в связи с этим показатели спрогнозированы по данным главного администратора доходов КИЗО Мэрии города Грозного.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба спрогнозированы: на 2017 год в объеме - 16 446,2 тыс. рублей, на 2018 год – 16 446,2 тыс. рублей, на 2019 год – 16 446,2 тыс. рублей.
Относительно ожидаемого исполнения 2016 года уменьшение в 2017 году спрогнозировано на 578,8 тыс. руб. или на 3,4 процентов меньше.
Согласно пояснительной записке расчет объема поступлений произведен на основании прогнозных данных главных администраторов доходов по суммам штрафов, соотношению поступления за 9 месяцев 2016 года к аналогичному периоду 2015 года а также по прочим поступлениям от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.
В плановом периоде 2018 и 2019 годов показатели по данному виду неналоговых доходов спрогнозированы на уровне 2017 года.
Прочие неналоговые доходы спрогнозированы: на 2017 год в объеме 234,6 тыс. рублей со значительным уменьшением на сумму -1 174,3тыс.рублей относительно ожидаемого исполнения 2016 года.
В плановом периоде показатель спрогнозирован с незначительным увеличением относительно предыдущего года: в 2018 году на 9,4 тыс. рублей или на 4,0%, в 2019 году на - 19,1 тыс. рублей или на 8,1 процентов.
В пояснительной записке к проекту решения о бюджете не указана сумма поступлений в текущем годудоходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий.
В 2016 году Контрольно-счетной палатой города Грозного проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности муниципальных унитарных предприятий за 2015 г., с целью контроля за эффективностью управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, за поступлением в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты предприятием налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет города Грозного». По результатам выборочной проверки была установлена за 2015 год низкая прибыльность от хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Контрольно-счетная палата города Грозного обращает внимание, на необходимость усилениеконтроля со стороны КИЗО и КГХ Мэрии города Грозного за деятельностью муниципальных унитарных предприятий для достижения лучших результатов от их финансово-хозяйственной деятельности и правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет части прибыли получаемой муниципальными унитарными предприятиями.
Безвозмездные поступления - Объем безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней спрогнозирован проектом решения о бюджете в соответствии с Законом Чеченской Республики от 23 января 2017 года №3-РЗ "О Республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и составит на 2017 год в сумме - 3 409 046,5тыс.рублей.
Относительно ожидаемого исполнения 2016 года спрогнозировано уменьшение общего объема безвозмездных поступлений в 2017 году на сумму 75 517,7 тыс. рублей или на 2,2 процентов меньше.
Основной причиной уменьшения безвозмездных поступлений в 2017 году является снижение объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет:
- отсутствия поступления субсидий (межбюджетных субсидий) – в Законе Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» для муниципального образования город Грозныйна 2017 год субсидии не предусмотрены;
- уменьшения дотаций бюджету муниципального образования город Грозный на сумму - 15 683,3 тыс. рублей;
- уменьшения субвенций бюджету муниципального образования город Грозный на сумму - 43 062,3 тыс. рублей.
Дотации спрогнозированы в 2017 году в общем объеме 163 766,0 тыс. рублей или 8.8% меньше относительно ожидаемого исполнения 2016 года.
Субвенции в общем объеме 3 245 280,5 тыс. рублей или 1,4% меньше относительно ожидаемого исполнения 2016 года.
В плановом периоде 2018, 2019 годов объем безвозмездных поступлений с прогнозирован на уровне 2017 года.
Анализ темпов роста показателей доходов бюджета муниципального образования город Грозныйна 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в сравнении с оценочными показателями 2016 года представлен в таблице №2.
Таб№2(тыс.руб.)
Наименование дохода бюджета |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018год (прогноз) |
2019год (прогноз) |
||||
Сумма |
Сумма |
Сравнение с 2016 годом |
Сравнение с 2016 годом |
|||||
+/- |
|
+/- |
|
+/- |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
10 |
|
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: |
1 774 555,5 |
1 112 875,2 |
-661 680,3 |
1 155 914,6 |
-618 640,9 |
1 203 262,7 |
-571 292,8 |
|
Налоговые доходы |
1 623 521,7 |
988 070,6 |
-635 451,1 |
1 026 775,7 |
-596 774,0 |
1 069 616,2 |
-596 746,7 |
|
Неналоговые доходы |
151 033,8 |
124 804,5 |
-26 229,3 |
129 138,8 |
-21 895,0 |
133 646.6 |
-17 387,2 |
|
Безвозмезд-ные поступления: |
3 484 564,2 |
3 409 046,5 |
-75 517,7 |
3 409 046,5 |
-75 517,7 |
3 409 046,5 |
-75 517,7 |
|
ВСЕГО ДОХОДОВ |
5 259 119,7 |
4 521 921.7 |
-737 198,0 |
4 564 961,0 |
-694 158,7 |
4 612 309,2 |
-646 810,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В сравнении с вышеуказанными оценочными показателями 2016 года доходные показатели в 2017 году снижены в части:
- налоговых доходов в 2017 году в сумме – 635 451,1тыс.рублей, в 2018 году в сумме - 596 774,0 тыс. рублей, в 2019 году – в сумме – 596 746,7тыс. рублей.
- неналоговых доходов в 2017 году в сумме - 26 229,3тыс.рублей, в 2018 году в сумме - 21 895,0 тыс. рублей, в 2019 году в сумме – 17 387,2тыс. рублей.
- безвозмездных поступлений в 2017 году в сумме 75 517,7 тыс. рублей, в 2018 году – в сумме 75 517,7 тыс. рублей, в 2019 году – в сумме 75 517,7 тыс. рублей.
Таким образом, относительно ожидаемой оценки исполнения показателей бюджета за 2016 год снижение прогнозных показателей доходной части бюджета на очередной финансовый год и на плановый период складывается в основном за счет снижения объема налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Контрольно-счетная палата, учитывая снижение доходной части бюджета, предлагает Мэрии города Грозного усилить работу по увеличению доходной части бюджета по неналоговым поступлениям, в первую очередь за счет значительной оптимизации работы муниципальных унитарных предприятий с целью получения прибыли, своевременному и полному поступлению в бюджет доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий,.
Результаты анализа проекта решения о бюджете в части прогнозируемых доходов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в целом свидетельствуют о соблюдении требований бюджетного законодательства, предъявляемых к стадии формирования бюджета.
5. Анализ проекта расходной части бюджета
Общий объем расходов бюджета на 2017 год на плановый период 2018 ,2019годы по отношению к 2016 году спрогнозирован с ежегодным снижением. Показатели общего объема расходной части бюджета в 2016-2019 годах отражены в таблице №3.
Таб.№3(тыс.руб.)
Наименование показателя |
2016 (оценка) |
2017 (прогноз) |
2018 (прогноз) |
2019 (прогноз) |
Общий объем расходов |
5 405 091,6 |
5 099 256,6 |
5 108 510,0 |
5 155 858,1 |
Снижение расходов по отношению к уровню предыдущего года |
|
5,7% |
5,5% |
4,7% |
Снижение и рост расходов по отношению к показателю предыдущего года составит:
- в 2017 году – снижение на 305 835,0 тыс. рублей или на 5,7%;
- в 2018 году – рост по отношению к показателю предыдущего года составит в сумме - 9 253,4тыс. рублей или 0,2%.
- в 2019 году- рост по отношению к показателю предыдущего года составит в сумме - 47 348,1тыс. рублей или 9,9 процентов.
Объем условно утвержденных расходов установлен на 2018 год в сумме 32 992,0 тыс. рублей, на 2019 год – 68 351,4 тыс. рублей, соответствует нормам, установленным статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общий объем расходов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по проекту решения о бюджете соответствует объему средств Реестра расходных обязательств (без учета условно утвержденных расходов на плановый период).
Проектом решения о бюджете предусмотрено в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов реализация 8 муниципальных программ. В целом, в тексте пояснительной записки к проекту решения о бюджете раскрыты и пояснены цифровые показатели по программным мероприятиям, а также не программным направлениям деятельности, структуре расходов бюджета муниципального образования город Грозный по бюджетной классификации расходов Российской Федерации, представленных в приложениях к проекту решения о бюджете.
6. Анализ размера дефицита
и источников финансирования дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на его обслуживания
Проект бюджета на 2017 год сформирован с дефицитом в сумме 577 334,9тыс. рублей, на 2018 год в сумме - 543 549,0тыс.рублей, на 2019 год в сумме - 543 548,9тыс.рублей.
Величина дефицита бюджета муниципального образования город Грозный на 2017 год составляет 48,2% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и не превышает предельный уровень, установленный ст.92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования являются:
- средства от продажи акции и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов на 2017 год в сумме - 576 234,0тыс.рублей;
- за счет средств переходящего остатка бюджетов в сумме – 1100,9тыс.рублей
- на 2018 и 2019 годы – 543 549,0 тыс. рублей ,543 548,9тыс.рублей соответственно.
Относительно ожидаемого исполнения 2016 года изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета запланированы в объеме 1 100,9 тыс.рублей. На 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов изменение остатков скорректированы с учетом прогнозных показателей доходов и расходов бюджета и равны нулю.
Источники финансирования дефицита бюджета предусмотрены с учетом установленных требований статьи 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ структуры источников финансирования дефицита бюджета в анализируемом периоде показал, чтов 2017 году основными источниками погашения дефицита бюджета будут средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов в сумме 576 234,0 тыс. рублей.
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики муниципального образования город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одной из ключевых задач бюджетной политики муниципального образования город Грозный на 2017-2019 годы является развитие эффективной инвестиционной политики.
Контрольно-счетная палата город Грозный считает необходимым рекомендовать в ходе исполнения бюджета дополнительные поступления по доходам направлять не на увеличение расходных обязательств, а на снижение дефицита, что в свою очередь позволит снизить объем долговой нагрузки.
Структура муниципального долга муниципального образования город Грозный на 2017-2019 год соответствует статье 100 Бюджетного Кодекса и представлена следующими долговыми обязательствами:
Пунктом 4 проекта решения о бюджете установлен предельный объем муниципального внутреннего долга муниципального образования город Грозный на 2017 год в сумме 556 437,6тыс. рублей, на 2018 год в сумме 577 957,3тыс. рублей, на 2019 год в сумме 601 631,3 тыс. рублей.
Положения частей 3 и 6 статьи 107 Бюджетного кодекса соблюдены, объем муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
7. Резервный фонд Мэрии города Грозного.
В бюджете города Грозного на 2017 год предусмотрен размер резервных фондов Мэрии города Грозного в сумме 116 944,0 тыс. рублей в том числе:
- резервный фонд Мэрии города Грозного в сумме - 45 000,0 тыс. рублей;
- резервных фонд Мэрии города Грозного по чрезвычайным ситуациям в сумме 71 944,0 тыс. рублей.
Размер резервных фондов Мэрии города Грозного на 2018 год в сумме 116 944,0 тыс. рублей в том числе:
-резервный фонд Мэрии города Грозного в сумме - 45 000,0 тыс. рублей;
- резервных фонд Мэрии города Грозного по чрезвычайным ситуациям в сумме 71 944,0 тыс. рублей.
Размер резервных фондов Мэрии города Грозного на 2019 год в сумме 116 944,0 тыс. рублей в том числе:
резервный фонд Мэрии города Грозного в сумме - 45 000,0 тыс. рублей;
- резервных фонд Мэрии города Грозного по чрезвычайным ситуациям в сумме 71 944,0 тыс. рублей.
Размер запланированного резервного фонда Мэрии города Грозного соответствует требованиям п. 3 ст.81 БК РФ.
ВЫВОДЫ:
1. По результатам экспертизы проекта решения о бюджете, проведенной Контрольно-счетной палатой в соответствии с установленными ст. 157 БК РФ бюджетными полномочиями, в целом подтверждается реалистичность предлагаемых характеристик проекта бюджета, а также соответствие, в основном, принимаемых бюджетных обязательств целям и задачам социально-экономической и бюджетной политики муниципального образования город Грозный, что отвечает требованиям бюджетного законодательства.
2. Перечень документов и материалов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете, соответствует требованиям Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Грозный.
4. Общий объем доходов на 2017 год, предусмотренный проектом решения о бюджете, составляет 4 521 921,7тыс. рублей, что на 14,1% ниже показателя ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2016 год (5 259 119,7тыс. рублей). В плановом периоде доходы по отношению к ожидаемой оценке исполнения бюджета за 2016 год спрогнозированы с ежегодным снижением: в 2018 году на 13,2%, в 2019 году на 12,3 процентов.
5. Нормативы отчислений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования город Грозный на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов установлены с учетом норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики
6. Общая сумма расходов, предусмотренная проектом решения о бюджете, в 2017 году составляет 5 099 256,6 тыс. рублей, что на 5,7% ниже показателя ожидаемой оценки исполнения бюджета за 2016 год (5 405 091,6 тыс. рублей). В плановом периоде расходы по отношению к ожидаемой оценке исполнения бюджета за 2016 год спрогнозированы с ежегодным снижением: в 2018 году на 4,5%, в 2019 году на 4,3 процентов.
7. Общий объем расходов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по проекту решения о бюджете соответствует объему средств Реестра расходных обязательств.
8. Общий объем условно утвержденных расходов на плановый период 2018 и 2019 годов проектом решения о бюджете установлен с учетом требований статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
9. Соблюдены требования и ограничения, установленные бюджетным законодательством, по размеру дефицита городского бюджета – ст. 92.1 БК РФ, объему муниципального долга ст. 107 БК РФ, размеру резервного фонда Мэрии города Грозный – п. 3 ст. 81 БК РФ, общему объему условно утверждаемых расходов, а также бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств – п. 3 ст. 184.1 БК РФ.
9.1. Размер дефицита бюджета на 2017 год спрогнозирован в сумме 577 334,9тыс. рублей или 48,2% планируемого общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
9.2. Установленный п. 4 проекта решения о бюджете предельный объем муниципального внутреннего долга муниципального образования города Грозный по долговым обязательствам на 2017 год в сумме 556 437,6тыс. рублей, на 2018 год - 577 957,3тыс. рублей, на 2019 год – 601 631,3тыс. рублей, не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
10. Проект бюджета в целом сформирован в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н.
11. По результатам анализа текстовой части проекта решения о бюджете подтверждается соответствие предлагаемых к утверждению положений требованиям бюджетного законодательства.
В целом, проект решения о бюджете, представленный на рассмотрение Советом депутатов города Грозного, подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства.
По результатам проведенной экспертизы Контрольно-счетная палата города Грозного считает, что предложенный проект решения Совета депутатов города Грозного «О бюджете муниципального образования « городской округ «город Грозный» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не противоречит действующему бюджетному законодательству, не имеет признаков коррупциогенности и может быть принят Советом депутатов города Грозного с учетом выводов, замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Города Грозного Бийсултанов З.С.