Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты городского округа «город Грозный» за 2022 год

Категория:

Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты
городского округа «город Грозный» за 2022 год.

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты города Грозного за 2022 год подготовлен в соответствии со статьей 19Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п.2 разд.23 Положения о Контрольно-счетной палате города Грозного, утвержденного решением Грозненской городской Думы от 30.12.2021 № 44 (далее Положение).

В отчете отражены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты города Грозного (далее — Контрольно-счётная палата) по выполнению возложенных задач и реализации полномочий, определенных федеральным законодательством, Уставом городского округа «города Грозного», и нормативными правовыми актами городского округа «города Грозного».

  1. 1.Правовое регулирование деятельности и полномочия

В своей деятельности Контрольно-счётная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Грозного, Положением о Контрольно-счётной палате города Грозного, и иными нормативно-правовыми актами.

Полномочия, порядок деятельности и принципы деятельности Контрольно-счётной палаты определены Положением о Контрольно-счётной палате города Грозного. В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности и о результатах работы Контрольно-счётной палаты опубликовывается на официальном сайте учреждения kspgrozny.ru.

  1. 2.Основные итоги деятельности за 2022 год

План работы Контрольно-счётной палаты на 2022 год сформирован с учетом предложений Главы городского округа и поручений Грозненской городской Думы утвержден распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты.

В отчетном периоде Контрольно-счётной палатой проведено 24 мероприятия, в том числе 5 контрольных, 19 экспертно-аналитических мероприятия.

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты города Грозного за 2022 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

за 2022 г.

Общее количество проведенных контрольных, экспертно-аналитических, экспертных мероприятий (ед.), в том числе:

  • контрольные мероприятия,
  • экспертно-аналитические мероприятия,

 

24

5

19

Количество проверенных объектов (органов и учреждений) (ед.)

5

Количество выявленных нарушений по результатам контрольных, экспертно-аналитических, экспертиз проектов муниципальных правовых актов (ед.)

173 850,3

Количество подготовленных материалов (актов, отчетов, заключений) по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ед.)

24

Количество предписаний и представлений, направленных проверяемым органам и организациям (ед.)

0

Количество предложений в предписаниях и представлениях (ед.), направленных в ходе контрольных, экспертно-аналитических, экспертных мероприятий проверяемым органам и организациям

0

Количество предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты муниципального образования по предложениям Контрольно-счётной палаты (ед.)

2

Наименование показателя

Значение показателя

за 2022 г.

Количество составленных Контрольно-счётной палатой и направленных в суды протоколов об административных правонарушениях (ед.)

0

Количество протоколов (возбужденных дел) об административных правонарушениях, составленных надзорными органами по материалам проверок Контрольно-счётной палаты (ед.)

0

Количество информационных писем, направленных Гаве города Грозного и Грозненскую городскую Думу муниципального образования по результатам экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, всего (ед.)

20

Общий объем проверенных средств составил 2 982 621,5 тыс. руб. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушения выявлены у 3 объектов контроля. Сумма выявленных нарушений, в том числе финансовых нарушений, составила 173 850,3 тыс. руб.

По результатам проверок подготовлено 5 актов и 5 отчетов. Материалы о проведенных мероприятиях направлялись в адрес Главы городского округа, Грозненской городской Думы и в адрес руководителей объектов проверки.

  1. 2.1.Экспертно-аналитическая и экспертная деятельность

В 2022 году экспертно-аналитическая деятельность была направлена на обеспечение контроля за формированием и исполнением бюджета города Грозного. Экспертная деятельность была направлена на анализ проектов муниципальных нормативно-правовых актов.

Проведено 19 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе:

- 3   мероприятия по мониторингу исполнения бюджета города Грозного за первый квартал, полугодие и девять месяцев
2022 года;

- 1 мероприятие по внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2021 год;

- 1 мероприятие по экспертизе проекта бюджета города Грозного на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

- 5 мероприятий по экспертизе на проекты решений Грозненской городской Думы о бюджете (о внесении изменений в бюджет 2022года);

- 9 экспертно-аналитических мероприятий по экспертизе нормативно-правовых актов города Грозного.

По итогам экспертно-аналитических и экспертных мероприятий информационные материалы с отражением результатов экспертиз направлены в адрес Главы городского округа и Грозненской городской Думы. В отчетном периоде все рекомендации, предложения и замечания, отмеченные в информационных письмах Контрольно-счётной палаты в рамках экспертно-аналитической деятельности, исполнены.

  1. 2.2.Контрольная деятельность

В соответствии с планом работы, Контрольно-счётной палатой в отчетном году проведено 5 контрольных мероприятий по 5 объектам контроля:

1.      Проверка финансово-хозяйственной деятельности (с элементами аудита в сфере закупок) Мэрии города Грозного за 2021 год;

2.      Проверка финансово-хозяйственной деятельности Грозненской городской Думы за 2021 год;

3.      Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУ Департамент дошкольных учреждений Мэрии города Грозного за 2021 год в рамках муниципальной программы «Образование» (с элементами аудита в сфере закупок);

4.      Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУ Департамент строительства и архитектуры Мэрии города Грозного за 2021 год;

5.      Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУ Департамент культуры Мэрии города Грозного за 2021 год.

6. Внешняя проверка бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств за 2021 год на объекте проверки Контрольно-счётной палаты.

Контрольными мероприятиями были охвачены такие сферы деятельности благоустройство территорий, безопасность (функционирование и развитие систем оповещения населения чрезвычайных ситуациях), имущественные отношения, образование, культура, финансово-хозяйственная деятельность.

Общий объем финансовых средств, проверенных в отчетном году в ходе контрольной деятельности составил 2 982 621,5 тыс. рублей. Общий объем нарушений составил 173 850,3 тыс. рублей.

3.Сведения о выявленных в 2022 году нарушениях при проведении Контрольно-счётной палатой контрольных, экспертно-аналитических мероприятий

таблица 2

Наименование показателя

Значение показателя за 2022 г.

количество, ед.

сумма,

тыс. руб.

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля (без неэффективного использования средств),

в том числе:

25

173 850,3

нарушения при формировании и исполнении бюджетов

3

173 850,3

нарушение ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

13

0

нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

0

0

иные нарушения

9

0

нецелевое использование бюджетных средств,

0

0

неэффективное использование бюджетных средств

0

0

Анализ вышеуказанных нарушений в количественном выражении показал следующее:

- 3 единицы (12,0%) нарушений в отчетном году выявлено при формировании и исполнении бюджета. Сумма выявленных финансовых нарушений составила 173 850,3 тыс. руб.;

-    9 единиц (36,0%) числятся иные нарушения законодательства Российской Федерации;

- 13 единиц (52,0%) выявлено нарушений в вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Из общего объёма нарушений только 3 имеют денежное выражение. Наибольший удельный вес (100,0 %) в выявленных нарушениях приходится на неосуществление бюджетных полномочий главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 158 «Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации, приведшее к необоснованному утверждению бюджетных ассигнований и доведению лимитов бюджетных обязательств, а также к необеспеченности принятых расходных обязательств.

Из общего объёма выявленных нарушений невозможны к устранению более 100,0% нарушений (3 случая) на сумму 173 850,3 тыс. рублей в связи с завершением финансового года (в основном по нарушениям по исполнению муниципальных программ). Нарушения не имевшие денежное выражение устранены в полном объеме в ходе проведения контрольных мероприятий.

Среди исполненных в денежном выражении рекомендаций учтено в качестве источников финансирования дефицита бюджета на 2023 год изменения остатков средств на счетах местного бюджета на сумму 103 028,1 тыс. рублей.

Выявленные нарушения и недостатки отражены в актах Контрольно-счетной палаты по итогам контрольных мероприятий, а также в заключениях по итогам экспертно-аналитических мероприятий. Анализ нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий в 2022 году, свидетельствует что руководителям главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных учреждений необходимо усилить внутренний контроль; обеспечить, в том числе, достоверность и обоснованность планирования и исполнения расходов бюджета города; повысить качество исполнения должностных обязанностей исполнителями, усилить персональную ответственность, повысить эффективность использования бюджетных средств.

В 2022 году Контрольно-счётная палата выступила инициатором по внесению изменений в 2 нормативно правовых акта муниципального образования. В отчетном периоде принято 2 нормативно-правовых акта.        

Всего по результатам контрольной, экспертно-аналитической и экспертной деятельности подготовлено 5 актов, 5 отчетов и 19 заключений.

  1. 4.Публичность    

Во исполнение ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Контрольно-счетной палатой создан собственный интернет-сайт (www.kspgrozny.ru).

Во исполнение разд. 23 п.1 Положения о Контрольно-счетной палате в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетная палата размещает на официальном сайте в сети Интернет информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты.

Отчеты о работе Контрольно-счетной палаты ежегодно публикуются в информационно-аналитическом издании «Столица - news». Отчёт о деятельности Палаты за предшествующий год рассмотрен и принят Грозненской городской Думой (решение Грозненской городской Думы от 29.07.2022     № 99 ), размещён на официальном интернет-портале Грозненской городской Думы (http://www, http://grozgorduma.ru/).

Также на сайте Палаты опубликованы сведения о доходах и расходах сотрудников за 2021 год.

  1. 5.Финансово и организационная деятельность                                              контрольно-счетной палаты

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств местного бюджета.

Штатная численность составляет 12 человек, из которых 4 муниципальных должности и 8 должности муниципальной службы.

Все работники Контрольно-счетной палаты имеют высшее образование, обеспечены за счет средств бюджета города Грозного необходимым для работы помещением, оборудованием, расходными, информационными и методическими материалами.

Контрольно-счетная палата города Грозного является главным администратором доходов, главным распорядителем и получателем бюджетных средств. В своей деятельности Контрольно-счетная палата использует информационные системы (программы): Гарант (справочно-правовая система); 1С:Предприятие, ГИИС УОФ «Электронный бюджет; «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений».

С целью осуществления полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля специалистами Контрольно-счётной палаты в работе применяются 9 стандартов и 1 методический материал. В настоящее время начата актуализация стандартов Палаты в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля).

В отчётном году Палатой продолжено сотрудничество с Союзом МКСО и его представительством в Северо-Кавказском федеральном округе, с Советом КСО Чеченской Республики.

Активное участие в межмуниципальном сотрудничестве способствует повышению качества организации и результативности деятельности Палаты, позволяет ориентироваться на лучшую практику решения вопросов местного значения муниципальными образованиями Российской Федерации по организации и осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Также в отчетном году Палатой в рамках взаимодействия оказывалось содействие МКСО ЧР по рассмотрению актуальных вопросов, возникающих у сотрудников в ходе проведения мероприятий, а также координирование и разъяснение вопросов выполнения предложений и рекомендаций, указанных в Представлениях об устранении выявленных нарушений и Информационных письмах, в том числе выполнения рекомендаций Союза МКСО касательно совершенствования нормативно-правовых актов муниципального образования.

Сотрудники Контрольно-счётной палаты города Грозного регулярно принимали участие в рабочих заседаниях комитетов представительного органа муниципального образования в рамках текущих, экспертно-аналитических мероприятий и экспертиз проектов муниципальных правовых актов. Количество заседаний комитетов Грозненской городской Думы, в которых представители Контрольно-счетной палаты муниципального образования принимали участие - 23 (ед.). В 2022году проведено 8 заседаний Грозненской городской Думы, председатель Контрольно-счётной палаты принял участие в 8 заседаниях Грозненской городской Думы.

 

7. Планирование деятельности на 2023 год

Контрольно-счётной палатой города Грозного разработан и утвержден план работы на 2023 год, который включает в себя контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, а также другие виды экспертных мероприятий, осуществляемых по мере поступления проектов документов в Контрольно-счётную палату города Грозного.

В предстоящем периоде особое внимание планируется уделить проверке эффективного и целевого использования бюджетных средств, средств субсидий, выделенных учреждениям в 2022 году из бюджета городского округа «города Грозного» на выполнение муниципального задания и иные цели, проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и приносящей доход деятельности муниципальных учреждений.

Важным направлением деятельности в 2023 году останется межмуниципальное сотрудничество, участие во всех мероприятиях, организуемых общественными объединениями (союзами, советами) органов внешнего государственного и муниципального контроля, Счётной палатой Российской Федерации и Чеченской Республики. Продолжится взаимодействие с Главой города Грозного, Грозненской городской Думы и Мэрией города Грозного, а также с иными организациями в рамках взаимодействия.

Для достижения поставленных задач будет продолжено изучение лучших практик муниципального управления и финансового контроля. Запланированы мероприятия, направленные на развитие личностных и управленческих компетенций сотрудников Контрольно-счетной палаты. Будет продолжена работа по оптимизации трудового процесса и структурного взаимодействия, направленная на повышение результативности каждого направления и общей деятельности Контрольно-счетной палаты города Грозного.

8.Заключительные положения

Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2022 году осуществлялась в целях обеспечения и реализации задач и полномочий, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Грозного, Положением о Контрольно-счётной палате города Грозного, утвержденным решением Грозненской городской Думы от 21.07.2016 № 40, от 30.12.2021 № 44 и иными нормативно-правовыми актами.

По-прежнему остается актуальным и проблемным вопрос грамотного и своевременного осуществления внутреннего финансового контроля и аудита объектами контроля. Руководителям органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений необходимо осознавать значение процесса и результатов внешнего муниципального финансового контроля и аудита. Это позволит достоверно оценить профессиональный уровень сотрудников организаций бюджетной сферы, достигнутые количественные и стоимостные показатели деятельности в соотношении с затраченными бюджетными средствами.

Одной из первоочередных задач органа внешнего муниципального финансового контроля города Грозного на 2023 год остается контроль за формированием и исполнением бюджета; проведение внешней проверки бюджетной отчетности, а также осуществление контроля за использованием муниципального имущества. Планируется поэтапный переход к стратегическому аудиту и к мониторингу национальных проектов, реализуемых в городском округе.

Следует отметить, что важным направлением в работе Контрольно-счётной палаты является не только выявление финансовых нарушений, но и содействие в устранении выявленных недостатков и предотвращении их появления в будущем. В этих целях Председателем и сотрудниками Контрольно-счётной палаты регулярно осуществлялась разъяснительная работа. Новые методы и подходы к проведению аудита, направленные на взаимодействие исполнительной, представительной и контрольной ветвей власти способствуют планомерному переходу от карательной модели к упредительной.

Приоритетным направлением деятельности Контрольно-счётной палаты в 2023 году, как и в предыдущие периоды, является работа по профилактике и предупреждению нарушений действующего законодательства, а также обеспечение принципов открытости и доступности сведений о деятельности муниципального контрольно-счётного органа, в том числе, информирование Главы города Грозного и Грозненскую городскую Думу о результатах проведённых мероприятий.

Важными останутся вопросы методологического и информационного обеспечения, разработка и адаптация стандартов финансового контроля, постоянное профессиональное развитие работников Палаты, проведение антикоррупционной деятельности в рамках полномочий. Особое внимание будет уделено работе по актуализации и применении Классификатора нарушений и недостатков, проведению адаптации Классификатора нарушений Счётной палаты Российской Федерации, изменившим подходы по определению денежных измерений нарушений (по последствиям).

Таким образом, деятельность Палаты направлена на дальнейшее совершенствование внешнего муниципального финансового контроля с целью повышения качества бюджетного процесса в городе Грозный и управления муниципальными ресурсами, выявлению и упреждению рисков неэффективного, нецелевого расходования бюджетных средств и использования имущества, а также разработке рекомендаций, направленных на улучшения жизни населения города Грозного.

    

Председатель
Контрольно-счетной
п
алаты г.Грозного                                                                            Бийсултанов З.С.